Персональный сайт Воспитателя Деминтиевской Ольги Викторовны

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ («НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ»)

«ПОСЕЕШЬ  ПРИВЫЧКУ…»

(КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  РОДИТЕЛЕЙ  ПО  НРАВСТВЕННОМУ  ВОСПИТАНИЮ) 

В формировании  личности  значение  привычек  трудно  переоценить. Недаром  народная  мудрость  утверждает: «Посеешь  привычку – пожнёшь  характер». От  того, какими  привычками  обладает  человек, он  выглядит  либо  привлекательным, воспитанным, либо  отталкивающим, вызывающим  осуждение. Что  такое  привычка? Привычка – это  действия, совершаемые  как бы  машинально, постоянно  и  при  определённых  условиях: утром, встав  с  постели, мы  одеваемся, умываемся, чистим  зубы; вернувшись  с  улицы, вытираем  ноги, прежде чем  войти  в  комнату, снимаем  верхнюю  одежду …Так  мы  поступаем  в  силу  того, что  подобные действия  стали  для  нас  естественными. Мы  не  затрачиваем  умственных  усилий  и  напряжения  воли: действия  совершаются  как  бы  автоматически.

Это  привычки-помощники, которые  заставляют  поступать  так, как  надо, и  одновременно  освобождают  наши  мысли  для  более  значительной  умственной  деятельности. Они  возникли  благодаря  многочисленным  повторениям. Не  будь  этих  привычек-помощников, как  трудно  пришлось  бы  нам! То  и  дело  «подсматривай»  за  собой: не  забудь то, не  забудь  это, как  бы  не  войти  в  комнату  в  грязной  обуви, снять  верхнюю  одежду.

Человек  приобретает  не  только  полезные  привычки, но  и  отрицательные: зевает  или  чихает  и  забывает  прикрыть  при  этом  рот, разговаривает  громко, чрезмерно  жестикулируя; хрустит  пальцами, разговаривает  с  набитым  пищей  ртом…Эти  привычки  складываются  в  детстве  и  закрепляются  всей  последующей  жизнью. Если  человек  лишён  самокритичности, считает, что  поскольку  «привычка – вторая  натура», что  с  ней  бороться  бесполезно, то  этот  тягостный  багаж  он  несёт  через  всю  жизнь.
С  чего  начинается  воспитание  привычек, помогающих  маленькому  ребёнку  вести  себя  правильно? Очевидно, с  самого  доступного, конкретного  и  видимого – с  внешних  форм  поведения (которые  ребёнок  усваивает  прежде  всего  по  подражанию). Если  объекты  для  подражания  положительные, то  ребёнок  накапливает  багаж  привычек-помощников, которые  организуют  его  поведение. Усвоенные  внешние  формы  поведения, хотя  ещё  и  не  осмыслены  им  глубоко, всё  же  дисциплинируют  его, подтягивают, обязывают  к  сдержанности.
Случается, ребёнок  невольно  проявляет  себя  как  не  надо. Если  его  не  поправляют, не  учат  как  надо, то  эти  отрицательные  способы  поведения  укореняются. Привычка  к внешней  бескультурности постепенно  огрубляет  ребёнка, обедняет  его  внутренний  мир. Например, отсутствие  у  ребёнка  привычки  правильно  реагировать  на  родительское  «нельзя»  является  источником  многих  негативных  проявлений: упрямства, капризов, эмоциональных  срывов.
В основе  любой  привычки  лежит  целый  ряд  навыков, которые  обеспечивают  правильность  действий, их  быстроту, качество. Но  малыш  ещё  не  обладает  необходимыми  навыками, у  него  достаточно  развита  координация  движений, и  его  действия  выглядят  неумелыми, беспомощными. Посмотрите, как  неуклюже  он  держит  ложку, с  каким  трудом  расстёгивает  пуговицу, снимает  шапку  и  т.д. Для  того  чтобы  всё  это  делать  правильно, ему  необходимы  соответствующие  навыки, связанные  с  тем  или  иным  действием. По  мере  многократного  повторения  одних  и  тех  же  действий  постепенно  возникнет  соответствующий  навык. Навык  же  снимать  с  себя  платье, колготы  и  т.п.  перейдёт  затем  в  привычку  раздеваться  самостоятельно  при  условии, что  малыш  систематически  упражняется  в  этих  действиях.
  Родители должны следить  за  тем, чтобы  у  ребёнка  формировались  положительные  привычки, которые  имеют  огромное  значение  в  его  развитии. Дети, которые  живут  по  режиму, обычно  хорошо спят, с аппетитом  едят, уравновешены, спокойны  и  умеренно  активны. При  целенаправленном воспитании  у  них  довольно  легко  складывается  целый  ряд  важных  привычек, которые  помогают  им  нормально  расти  и  развиваться(привычка  к  чистоте, умение  замечать  неопрятности  в  одежде). Взрослый  высказывает  свое  требование  в  виде  несложных и  понятных  правил: «Следи  за  своей  одеждой, не  пачкай  её»; «Снимая  с  себя  платье, не  забудь  его  аккуратно  сложить, иначе оно  несомненно  сомнётся и  будет  как  старое».
  Изо  дня  в  день  выполняя  эти  правила, ребёнок  приобретает  необходимые  навыки, которые  в  дальнейшем  перерастут  в  привычку, в  потребность  быть  аккуратным  во  всём – в  содержании  одежды, игрушек, книг, своих  вещей. Потребность  быть  опрятным  побуждает  ребёнка  аккуратнее  есть, не  пачкаться, пользоваться  носовым  платком, салфеткой.
Так, одна  укоренившаяся  привычка  прокладывает  дорогу  для  становления  других. Это  относится  к  возникновению  и  положительных, и  отрицательных  привычек. Об  этом  важно  помнить, так  как  одна  плохая  привычка  может  потянуть  за  собой  цепочку  дурных.
Иногда  родители  считают, что  дети  наследуют  привычки  от  близких, и  в  подтверждение  говорят: «Разбросана, неорганизованна – вся  в  мать»;
«Упрям, как  отец, ни  за что  не  переубедишь». Кстати, слова  «упрям, как  отец»  ребёнок  не  воспринимает  как  порицание, скорее  это  своеобразное  поощрение (какой  малыш  не  хочет  походить  на своих  родителей!), в  результате  закрепляются  отрицательные  привычки.
Эти  взгляды  ошибочны. Ребёнок  не  наследует  привычки  от  близких, а  приобретает  их  благодаря  постоянному  общению, путём  подражания, а  главное  воспитания. Случается, что  ребёнка  чуть  не  до  двух-трёх  лет  кормят  из  ложки, умывают, одевают, постоянно  идут на  уступки.
Подобный  образ  жизни  существенно  влияет  на  поведение  ребёнка: он  растёт  неорганизованным, несобранным, а  его  поступки  часто  зависят  от  его  желания  и  настроения. Подрастая, он  начинает  диктовать  родителям  свои  условия: «Хочу – не  хочу»; «Буду – не  буду»; «Это  не  нравится». Так, родители  незаметно  для  себя  допускают  накапливание  ребёнком  аморальных  привычек  поведения.
Самое  эффективное  средство  против  дурных  привычек – их  предупреждение. Но  если  возникла  нежелательная  привычка, то  можно помочь  ребёнку  освободиться  от  неё. Это  никогда  не  поздно  даже  взрослым  людям, а  маленькому  ребёнку  сделать  это  значительно  легче, так  как  он  обладает  лёгкой  обучаемостью  и  податливостью  педагогическим  влияниям. Терпение  воспитателя, время  и  поддержка  родителей  помогают  постепенно  избавляться  от  дурной  привычки.
Чтобы  выработать  у  ребёнка  прочные  положительные  привычки,
 требуется  постоянное  внимание  к  созданию  условий, при  которых  ребёнок  мог  бы  изо  дня  в  день  тренироваться  в правильных, полезных  действиях. Даже  такой  простой  навык, как  умывание, вырабатывается  правильно, если  малыш  может достать  до  крана, если  в  его  расположении  всегда  имеются  мыло, полотенце  и  если  взрослый, обучив  его  последовательности  действий, следит, чтобы  эта  последовательность  всегда  соблюдалась. Чтобы  чистота  рук  стала  потребностью, надо  ещё  приучить  мыть  руки  после  любого  загрязнения.
Если  ребёнок  с  малого  возраста  привыкает  убирать  за  собой  вещи, проявляет  вежливость  к  старшим, помогает  им и  т.п., то  эти  действия  и формы  поведения, повторяясь  изо  дня  в  день, превратятся  постепенно  в  привычные, естественные, вытекающие  из  внутренней  необходимости.
Привычки  у  детей  могут  легко  утрачиваться. Достаточно  иногда  изменить  условия  или  ослабить  контроль  за  ребёнком, как  тут  же  меняется  его  поведение.
В  дошкольный  период, когда  закладывается  фундамент  личностных  качеств, важно  формировать  нравственные  привычки, которые  выражаются  в  культуре  общения, организованности, дисциплинированности, трудолюбии. Это  также  и  привычки  гигиенические, помогающие  ребёнку  выглядеть  опрятно  и  подтянуто, содержать  в  порядке  свои  вещи.
Для  того, чтобы  нравственные  привычки  стали  нормой, важно  создать  оптимальные  условия  для  упражнения  ребёнка  в  моральных  поступках.
Нужные  привычки  успешно  формируются, если  выполняются  постоянно, в  любых  условиях.

 «Идём  в  сад»

Ваш карапуз  скоро впервые пойдёт в детский сад. Вы говорите ему о том, как много хорошего и интересного его там ждёт, но вот наступает долгожданный день – и ваше чадо, заливаясь слезами, намертво цепляется в подол вашей юбки. 

Печально!  По заверению психологов, такой ситуации могло бы и не быть, если бы вы заранее подготовили своего ребёнка к детскому саду.

Кому здесь легко

Одни дети адаптируются относительно легко и быстро в течение 1-3 недель.
Другим несколько сложнее,  и привыкание  к детскому саду может длиться около  2 месяцев, по истечении которых их тревога значительно снижается. Если же ребёнок не адаптировался по истечении 3 месяцев, то здесь потребуется помощь психолога. Специалисты выделяют 4 категории малышей, которым привыкание к дошкольному учреждению даётся проще.
Во – первых, это дети, чьи родители готовили их к посещению сада заранее, за несколько месяцев до этого события. Эта подготовка могла заключаться в том, что родители читали сказочные истории о посещении детского садика, играли в «садик» с игрушками, гуляли на его территории, рассказывая малышу, что ему предстоит туда ходить.
Во-вторых, детям, имеющим навыки самостоятельности. Это одевание
( хотя бы в небольшом объеме), горшечный этикет, самостоятельное принятие пищи. Если ребенок все это имеет, он не тратит силы, чтобы этому учиться.
В-третьих, детям, чей режим близок к режиму детского сада. За месяц до посещения сада родители должны начать приводить режим ребенка к тому, какой его ждет в детском саду:

7.30 – подъем, умывание, одевание. 8.30 – крайнее время для прихода в детский сад. 8.40 – завтрак 10.30 – прогулка. 12.00 – возвращение с прогулки 12.15 – обед 13.00-15.00 – дневной сон. 15.30 – полдник. Для того, чтобы легче встать утром, лучше лечь не позже 20.30.

И, в-четвертых – детям, чей рацион питания приближен к садовскому.

Кому трудно

Намного труднее привыкают  к детскому саду дети, у которых не соблюдены одно или несколько выше перечисленных условий, особенно плохо малышам, которые воспринимают поход в сад как неожиданность из-за того, что родители не считали нужным разговаривать об этом. Бывают ситуации, когда посещение садика начинается неожиданно по объективным причинам (например, вследствие тяжелой болезни бабушки, которая до этого ухаживала за ребенком дома). И как ни странно, часто трудно бывает тем детям, чьи мамы работают в детском саду.

Если нужна ваша поддержка
  Как можно помочь малышу успешно пройти адаптационный период? По заверению психологов, достаточно следовать следующим правилам:
В присутствии ребёнка всегда отзывайтесь положительно о воспитателях и детском саде. Даже в том случае, если вам что – то не понравилось.
В выходные дни не меняйте режим ребёнка. Можно позволить поспать ему чуть дольше, но не нужно позволять «отсыпаться» слишком долго, что существенно может сдвинуть распорядок дня.

Не отучайте ребёнка от «дурных» привычек (например, от соски)  в период адаптации, чтобы не перегружать нервную систему малыша.
Постарайтесь, чтобы дома малыша окружала спокойная и бесконфликтная атмосфера. Чаще обнимайте малыша, гладьте по головке, говорите ласковые слова. Отмечайте его успехи, улучшения в поведении.
Будьте терпимее к капризам. Они возникают из-за перегрузки нервной системы. Обнимите кроху, помогите е5му успокоиться и переключите на другую деятельность (игру).
Дайте в сад небольшую игрушку ( лучше мягкую). Прижимая к себе что – то мягкое, которое является частичкой дома, ребёнку будет гораздо спокойнее в «чужих» стенах.
Призовите на помощь сказку или игру. Вы можете придумать свою сказку о том, как маленький мишка впервые пошёл в садик, как ему сначала было неуютно и немного страшно и как потом он подружился с детьми и воспитателями. Эту сказку вы можете «проиграть» с игрушками. И в сказке, и в игре ключевым моментом является возвращение мамы за ребёнком, поэтому ни в коем случае не прерывайте повествования, пока не настанет этот момент. Собственно всё это и затевается, чтобы малыш понял: мама обязательно за ним вернётся.

Недоброе утро

Во время адаптационного периода больше всего проблем возникает по утрам, когда ребёнок наотрез отказывается расставаться с родителями. Как нужно организовать утро, чтобы день и у мамы, и у малыша прошёл спокойно?
Главное правило: спокойна мама – спокоен малыш. Поэтому и дома, и в саду говорите с малышом спокойно, уверенно. Проявляйте доброжелательную настойчивость при пробуждении, одевании, а в саду – раздевании. Разговаривайте с ребёнком не слишком громким, но уверенным голосом, озвучивая всё, что вы делаете.
Иногда хорошим помощником при пробуждении и сборах является та самая игрушка, которую кроха берёт с собой в садик. Видя, что зайчик «так хочет в сад», малыш заразится его уверенностью и хорошим настроением.
Ещё один секрет – пусть малыша отводит тот родитель или родственник, с которым ему легче расстаться.  Давно замечено, что с одним из родителей ребёнок расстаётся относительно спокойно, а другого никак не может отпустить от себя, продолжая переживать после его ухода.
Также обязательно скажите, что вы придёте, и обозначьте когда ( после прогулки, после обеда или после того, как он поспит и покушает).  Малышу легче знать, что мама придёт после какого – то события, чем ждать её каждую минуту.

«Ребенок у экрана»

В наши дни телевизор, компьютер прочно вошли в жизнь малышей. Во многих семьях как только ребенок начинает сидеть его усаживают перед экраном телевизора, который все больше заменяет бабушкины сказки, мамины колыбельные , разговоры с отцом... экран становится главным воспитателем ребенка. Однако это, казалось бы, безопасное занятие может повлечь за собой весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка, но и для его психического развития. В настоящее время, когда подрастет первое поколение "«экранных детей"» эти последствия становятся все более очевидными. 

Одно из них —отставание в развитии речи. Дети поздно начинают говорить , мало и плохо разговаривают , их речь бедна и примитивна. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом общении, когда малыш вступает в диалог. В последние годы отмечают у детей неспособность к самоуглублению , отсутствие заинтересованности делом. Появилось новое заболевание - дефицит концентрации. Это заболевание особенно ярко проявляется в процессе обучения и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью, рассеянностью. Таким детям необходима постоянная внешняя стимуляция. Многим детям трудно воспринимать информацию на слух. Короткие предложения они не способны удержать в памяти, поэтому детям не интересно читать даже самые интересные книги.
Еще один факт, который отмечают педагоги и психологи - это резкое снижение фантазии. Детей ничего не интересует и не увлекает. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых, готовых развлечений.
Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания внутренней пустоты -детская жестокость и агрессивность. Подростки бьют и убивают друг друга, потому что теряют всякое чувство меры , потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.
И всему виной телевизор, который поглощает внимание малыша, подменяя собой общение с взрослым. Детский возраст — период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, формирования личности. Наверстать упущенное в этом возрасте практически не возможно. 6-7 лет - зарождение фундаментальных способностей человека. Поменять фундамент, когда здание построено уже нельзя. Следовательно, ранний возраст является наиболее ответственным—он определяет дальнейшее развитие человека.
Полноценное человеческое развитие ребенка возможно только в интенсивном и непрерывном общении с близкими взрослыми. Никакие технические средства не способны заменить живого человека, не могут открыть культурный смысл окружающих вещей.
Передача родительских прав экрану имеет примерно то же влияние на ребенка , как и полное его игнорирование.

 «Воспитание любви к природе»

Человеческая деятельность в последние годы наносит всё больший ущерб природе – это и загрязнение, и чрезмерное нерациональное расходование её ресурсов. Несмотря на серьёзные меры, принимаемые в деле охраны природопользования в нашей стране, существующая экологическая обстановка очень напряжённая.

Охрана природы – одна из важнейших общегосударственных задач, от решения которой зависит успешное выполнение народохозяйственных планов, благосостояние нынешнего и будущего поколения. Деятельность человека в природе должна быть разумной: охраняющей и созидающей. Это отношение к природе нужно воспитывать у детей с ранних лет. Именно с ранних лет человек начинает познавать красоту, разнообразие природы.

Основы характера, жизненная позиция ребёнка закладываются в семье. И чтобы объяснять детям как беречь природу, чтобы привить им какие-то природоведческие навыки, очень важен личный пример родителей! Их бережное, любовное, заботливое отношение к природе.

Красота родной природы раскрывает красоту человеческого труда, рождает желание сделать свой край ещё прекраснее. Поэтому так важно показать детям как человек оберегает и умножает природные богатства, сколько труда вкладывает, чтобы радовали всех леса и озёра, поля и реки.

В воспитании у ребёнка бережного отношения к природе нет и не может быть мелочей. Сорванный просто так цветок, пойманная из любопытства бабочка, растоптанный в пылу преследования жучок – всё это при безразличном отношении со стороны взрослых может привести к крайне нежелательным последствиям.

Любовь детей к природе начинается с осмысления её ценностей. Поэтому прежде всего нужно показать познавательную и эстетическую ценность природы. Благодаря этому со временем и разовьётся бережное, ответственное отношение к окружающей природной среде.

Заинтересовывать ребёнка родители могут самыми разнообразными способами. Например, выращивание домашних растений. Кроме того, чтобы ребята своевременно их поливали, следует всячески поощрять их интерес к росту и развитию растений, появлению новых росточков, цветов, плодов. Наиболее пригодны для этого такие быстрорастущие растения как герань или бегония, комнатные культуры помидоров и огурцов. Ответственность — важное человеческое качество. И именно его мы будем развивать, доверяя крохе жизнь зеленых питомцев. Также можете попробовать вырастить апельсины или лимоны, ананасы или груши. Посадите в землю косточки фруктов и посмотрите, что получится. Ну, разве это не чудо: вырастить на подоконнике настоящее тропическое растение и полакомиться его плодами?

Каждая семья располагает всеми возможностями для того, чтобы пробудить, развить у ребёнка интерес к жизни природы, потребность постоянного общения с ней.

Большое воспитательное значение имеют регулярные семейные поездки в лес, поля, на реку или озеро. Ребёнок, под благотворным влиянием родителей, постепенно воспринимает красоту и прелесть природных ландшафтов, вникает в таинства жизни природы. В непосредственном соприкосновении с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность, интерес к природным объектам.

Очень большое значение имеет чтение вслух книг о природе, жизни животных. Вовлекая ребёнка в обсуждение прочитанного, взрослые разъясняют непонятные моменты, направляют его мысли и интересы на жизнь природы.

Особенно ребёнка тянет к животным. Он страстно желает иметь и опекать какое-либо живое существо. Содержание в доме животного связано с дополнительной нагрузкой и трудностями. И всё-таки, трудно переоценить воздействие, которое оказывает на формирование личности ребёнка общение, забота и уход за слабым живым существом. С животными ребёнок может эмоционально общаться - играть и разговаривать. Игры с братьями меньшими (особенно с собаками и кошками) тренируют детей физически. Ребенок становится более подвижным и ловким, совершенствуется его моторика и координация движений. Наличие животного в доме делает дружнее и сплочённее семью.

Так же огромное значение имеет художественно-творческая деятельность детей. Лепка из глины, пластилина, все виды аппликаций, конструирование с применением круп, теста и природных материалов, рисование с помощью растительных элементов – всё это способствуют воспитанию любви к природе у дошкольников. Стремление сделать красивее, лучше влияет на мир чувств, позволяет раскрыть творческий потенциал, повышает уровень развития речи у дошкольников, дети учатся создавать, учатся понимать и видеть красоту и богатство природы.

Экологическое воспитание будет действеннее только в том случае, если в семье существует постоянное, каждодневное общение взрослых с детьми. Не жалейте своего времени на игры с домашними животными, на ботанические эксперименты, на чтение добрых стихов и рассказов о природе, на прогулки. И тогда ваши дети и во взрослой жизни будут осознанно и заботливо относиться ко всему живому и неживому на Земле.

"Игры и тренинги для развития у детей системного мышления!.

Все родители будущих первоклассников мечтают о том, чтобы их ребенок успешно начал обучение в школе. Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для самого ребенка, так и его родителей. Практический опыт психологического обследования детей показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную деятельность в школе. Понимая важность подготовки к школе, даже за несколько месяцев до начала учебного года можно организовать целенаправленные развивающие занятия с детьми, которые помогут им на этом новом этапе жизни.

Многое могут сделать для ребенка в этом отношении родители – первые и самые важные воспитатели.

Готовность к школьному обучению предполагает многокомпонентное образование. Прежде всего у ребенка должно быть желание идти в школу. На языке психологов – это мотивация к обучению. Также он должен уметь взаимодействовать со сверстниками, контролировать свое поведение, выполнять требования педагога. Важно, чтобы ребенок был здоровым, выносливым, чтобы мог выдерживать нагрузку в течение урока и всего учебного дня. И, пожалуй, самое главное, у него должно быть хорошее умственное развитие, которое является основой для успешного овладения школьными знаниями, умениями и навыками. Во многом это зависит от того, насколько хорошо у ребенка развито мышление.

Мышление – это процесс познания человеком действительности с помощью мыслительных процессов – анализа, синтеза, рассуждений.

Выделяют три вида мышления:

Наглядно-действенное. Познание происходит с помощью манипулирования предметами, игрушками.
Наглядно-образное. Познание происходит с помощью представления предметов, явлений.
Словесно-логическое. Познание с помощью понятий, слов, рассуждений.

Наглядно-действенное мышление особенно интенсивно развивается в младшем возрасте. На основе наглядно-действенного мышления формируется более сложная форма мышления – наглядно-образное. Ребенок уже может решать задачи на основе представлений, без применения практических действий.

К шести-семи годам начинается более интенсивное формирование словесно – логического мышления, которое связано с использованием и преобразованием понятий.

Все виды мышления тесно связаны между собой. При решении задач словесные рассуждения опираются на яркие образы. В то же время решение даже самой простой, самой конкретной задачи требует словесных обобщений.

Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции как обобщение, сравнение, установление причинно – следственных связей, способность рассуждать.

Если с ребенком проводятся специальные занятия, то развитие мышления происходит быстрее. А сами показатели мышления могут улучшаться в 3-4 раза. Большую помощь своему ребенку могут оказать родители. Обучение лучше осуществляется в естественном, самом привлекательном для дошкольников виде деятельности – игре.

Важное достоинство игровой деятельности – это внутренний характер ее мотивации. Дети играют потому, что им нравится сам игровой процесс. Развивающие игры делают учение интересным занятием, порождают интерес к окружающему миру.

Работа по развитию мышления должна проводиться систематически. Развивать мышление можно не только дома. Это можно делать по дороге домой, на прогулке и даже во время занятий домашними делами. Самое важное в этом деле – создать положительный эмоциональный настрой. Если ребенок по какой-то причине не хочет заниматься, перенесите занятие на более подходящее для этого время.

Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, способствующими развитию мышления. Эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Игра «Закончи слово»

Вы будете начинать слово, произнося первый слог, а ребенок – его заканчивать.

«Отгадай, что я хочу сказать»

Предлагается 10 слогов: по-, за-, на-, ми-, му-, до-, че-, пры-, ку-, зо-.

Если ребенок легко и быстро справляется с заданием, то предложите ему придумывать не одно слово, а столько, сколько сможет.

Например: по-лет, по-лотенце, по-душка.

Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.

Для развития мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков можно провести игру «Найди лишнее слово».

Прочитайте ребенку серию слов. Каждая серия состоит из четырех слов. Три слова объединены по общему для них признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено.

Предложите определить слово, которое является «лишним».

1. Яблоко, слива, огурец, груша.

2. Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

3. Платье, свитер, рубашка, шапка.

4. Береза, дуб, земляника, сосна.

5. Мыло, зубная паста, метла, шампунь.

6. Хлеб, молоко, творог, сметана.

7. Час, минута, лето, секунда.

8. Ласточка, ворона, курица, сорока.

Игра «Назови слово» способствует развитию гибкости ума.

Предложите ребенку называть как можно больше слов, обозначающих какое-либо понятие.

1. Назови слова, обозначающие деревья (береза, сосна, ель, рябина, осина…)

2. Назови слова, обозначающие домашних животных.

3. Назови слова, обозначающие зверей.

4. Назови слова, обозначающие овощи.

5. Назови слова, обозначающие фрукты.

6. Назови слова, обозначающие транспорт.

7. Назови слова, относящиеся к спорту.

8. Назови слова, обозначающие наземный транспорт.

Варианты заданий вы можете подбирать по своему усмотрению. Если ребенок ошибся и неправильно назвал слово, то необходимо обсудить его ошибку и исправить ее.
Следующие игры способствуют развитию мышления и сообразительности. Они также способствуют увеличению словарного запаса.

Игра «Как это можно использовать»

Предложите ребенку: «Я буду говорить слова, ты тоже говори, но только наоборот. Например: большой – маленький».
Можно использовать следующие пары слов:

Веселый  –  грустный
Быстрый  – медленный
Пустой  – полный
Худой – толстый
Умный – глупый
Тяжелый – легкий
Храбрый –трусливый
Твердый  – мягкий
Шершавый  –гладкий

Игра «Бывает – не бывает»

Для игры вам понадобится мяч.
Вы называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то ловить мяч не нужно.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.
Поезд летит по небу.
Человек вьет гнездо.
Почтальон принес письмо.
Яблоко соленое.
Дом пошел гулять.
Волк бродит по лесу.
На дереве выросли шишки.
Кошка гуляет по крыше.
Собака гуляет по крыше.
Девочка рисует домик.
Лодка плавает по небу.
Ночью светит солнце.
Зимой идет снег.
Зимой гремит гром.
Рыба поет песни.
Ветер качает деревья

Игра «Угадай по описанию»

Взрослый предлагает угадать, о чем (о каком овоще, животном, игрушке) он говорит и дает описание этого предмета.

Например: это овощ, он красный, сочный.(Помидор)

Если ребенок затрудняется с ответом, перед ним выкладывают картинки с различными овощами. Ребенок находит нужное изображение.

Игра «Кто кем будет»

Взрослый показывает или называет предметы и явления, а ребенок должен ответить на вопрос: «Как они изменятся, кем будут?»

Кем (чем) будет: яйцо, цыпленок, семечко, гусеница, мука, деревянная доска, кирпич, ткань.

Может существовать несколько ответов на один вопрос. Необходимо поощрять ребенка за несколько правильных ответов.

Игра «Что внутри?»

Ведущий этой игры называет предмет или место, а ребенок в ответ называет что-то или кого-то, что может быть внутри названного предмета или места.

Например:дом – стол; 
шкаф – свитер; 
холодильник – кефир; 
тумбочка – книжка
кастрюля – суп; 
дупло – белка; 
улей – пчелы;
нора – лиса;
автобус – пассажиры; 
корабль – матросы;
больница – врачи,
магазин – покупатели.

Собираясь на прогулку, возьмите с собой мяч. Он вам понадобится для проведения игры «Отвечай быстро».

Взрослый бросает ребенку мяч, называет цвет. Ребенок, возвращая мяч, должен постараться быстро назвать предмет этого цвета.Можно называть не только цвет, но и любое качество (вкус, форму) предмета.

Вечером, в спокойной домашней остановке проведите игру «Придумай название». Для нее необходимо подготовить несколько небольших детских стихотворений. Прочитайте ребенку стихотворение, не называя заголовка. Предложите ему самому придумать каждому стихотворению какое-то название. Эта игра научит ребенка обобщать и выделять главную мысль в стихотворении. Часто дети придумывают даже более удачные названия, чем авторские.
Уважаемые родители! Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира. Помогите ребенку развить и реализовать свои возможности. Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится. Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение будет для него не тяжелой обязанностью, а реальность и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу успеваемости.

Памятка

Уважаемые родители! Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учится лучше. Интерес делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей ребенка определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
3. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
4. Будьте терпеливы, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал, расстроен. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Избегайте недоброжелательной оценки, находите слова поддержки. Чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд. Радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.

Успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!

5 ноября 2017 в 14:45

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.