Персональный сайт Воспитателя Деминтиевской Ольги Викторовны

Самообразование, 2016 - 2017 год

  

План по самообразованию

«Мир, в котором Я живу»

Нравственно – патриотическое воспитание детей дошкольного возраста

Возраст обучающихся:  3-5 лет


Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1. Зацепина М.Б. "Дни воинской славы. Патриотическое воспитание дошкольников".
2. Козлова С.А.  "Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью".

3. Сухомлинский В. А. "Как воспитать настоящего человека".

Работа с детьми

Сентябрь

Оформление уголка в группе детского сада «Моя Родина – Россия».

Экскурсии по родному городу.

Подборка дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Стенд «Моя Родина – Россия».

Картотека игр.

Октябрь

Беседа по теме «Улица, на которой я живу».

Выставка рисунков "Улицы нашего города".

Ноябрь

Ознакомление с символикой России, родного города, области.

Экскурсия в краеведческий музей города.

Выставка работ детского творчества.

Январь

Ознакомление с обычаями  и традициями русского народа.

Развлечение «Игры наших бабушек».

Февраль

Непосредственно образовательная деятельность  «Главные праздники России».

Подготовка и проведение праздника «День защитника Отечества».

Спортивный праздник, посвящённый Дню защитника Отечества.

Март

Беседы  «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?»

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель

Краткосрочный проект «Космос».

Выставка работ детского творчества «Космос глазами детей».

Май

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

Утренник, посвящённый Дню Победы.

Сентябрь - май

Чтение художественной литературы детям о природе России, родного края, о войне, о других исторических событиях.

Работа с семьёй

Сентябрь

Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?»

Фотовыставка «Моё любимое место в городе»

Октябрь

Консультация «Воспитание маленького гражданина».

Ноябрь

Оформление альбома «История нашего города».

Альбом «История нашего города».

Февраль

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

Апрель

Работа по благоустройству территории детского сада.

Акция «Посади дерево».

Май

Консультация «Воспитание патриотических чувств у дошкольника».

Самореализация

 

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Актуальность:

Происходящие изменения в обществе выдвинули ряд важных, качественно новых задач по формированию у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности. В связи с этим проблема нравственно- патриотического воспитания детей становится одной их актуальных.

Чувство патриотизма многогранно по содержанию: это и любовь к местам, где родился, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности со всем окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатства своей Родины.

Цель Программы:

формирование и развитие у воспитанников чувства принадлежности к обществу, в котором они живут, умения заявлять и отстаивать свою точку зрения;

развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей;

помощь детям в адекватном выражении своего «Я»

воспитание патриотических качеств личности в соответствии с моделью “Гражданина - патриота России”.

   систематизировать знания детей об истории народа, родного края, села, знакомить их с прошлым.

  Воспитание у детей любви и привязанности к  семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; знакомство с государственными символами: флагом, гербом, гимном; подготовка детей к жизни в школе и в современном обществе.

 Задачи Программы:

  формировать нравственную культуру воспитанников;

  способствовать  развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания в семье;

  создавать условия для сохранения и укрепления здоровья детей; вести пропаганду здорового образа жизни;

  воспитывать гармоничную, всесторонне развитую личность;

  развивать у детей интерес к совместному время провождению, самоуважение и взаимоуважение.

  -познакомить с понятием народоведение;

  -пробуждать интерес и любовь к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям народов, живущих в нашем селе;

  -развивать желание больше узнать о своем родном крае, о Родине;

-развивать толерантность;

-формировать чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их культуре и традициям;

-формировать элементарные знания о правах человека.

 Методическое обеспечение:

Младшая группа.

 • Материал для работы по социально-нравственному воспитанию;

• Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры по теме «взрослые люди» ( профессии, действия, внешний вид);

• Тематические папки с иллюстрациями по теме «Семья» (члены семьи, совместные действия, семейные фотоальбомы);

• Фотографии, иллюстрации по теме «Дом, в котором ты живешь» (архитектурные строения, различающиеся по размеру, внешнему виду, строительному материалу, назначению);

• Тематические папки с иллюстрациями по теме «Ребенок и его сверстники» (девочки и мальчики, игры, дети в разных ситуациях, занятиях и т. л.);

• Тематические папки с иллюстрациями, пиктограммами, показывающими различное эмоциональное состояние взрослых и детей;

• Тематические папки с иллюстрациями, дидактические игры, книги, рассказывающие о правилах поведения в общественных местах, об этикете (по типу «так можно делать, а так - нельзя);

• Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы;

• Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); куклы в национальных костюмах;

• Художественная литература (песенки, потешки, сказки и т. д.)

 Средний возраст:

• Материал по социальному развитию: семейные праздники и традиции, художественная литература соответствующей тематики; • Материал для ознакомления детей с малой родиной: макеты (группа, детский сад, улица или микрорайон, где расположен д/с), тематические папки с фотографиями и иллюстрациями, открытки, альбомы, посвященные достопримечательностям города и его знаменитым жителям, городской флоре и фауне, транспорту, архитектуре, профессиям жителей. Могут быть представлены материалы об истории возникновения города.

• Материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры: предметы старины; русские игрушки (куклы-закрутки из соломы, ткани, ниток, кожи и т. д.); куклы из деревянных чурбачков, обереги, предметы народного декоративно-прикладного искусства (матрешки, дымковские игрушки, различные виды росписи, вышивка, резьба по дереву и пр.); различные макеты (крестьянская изба, комната - горница, крестьянское подворье и т. п.); куклы в национальных костюмах; дидактические игры;

• Художественная литература (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.); • Элементы государственной символики (флаг, герб);

Основные направления работы:

1.  «Я, моя семья, мои друзья»;

 2. «Я и мой край родной»;

 3. Мы Россияне;

 4. Законы, по которым мы живём.

 Направление  «Я, моя семья, мои друзья»

Цель деятельности воспитателя:

 v Воспитывать у детей ценить своих родных и близких, дорожить дружбой.

v Организация и совместное проведение  досуга детей.

v Создание благоприятной атмосферы  общения, направленной на преодоление конфликтных ситуаций в процессе воспитания  детей в системе «воспитатель-ребёнок-родитель».

 

2-я мл. гр

Ср. гр

 «Моя любимая мамочка»;

«Мамины руки не знают скуки»;

«Почему меня так назвали»;

«Мои бабушка и дедушка»;

 

 «Как образовалась моя семья»;

 «Как растили мои бабушки дедушки моих родителей»;

Ролевая игра «Ежели вы вежливы»;

«Почему я непослушен»

 

 Конкурс рисунков «Моя семья»

 «Маленькая хозяюшка»;

Конкурс рисунков и творческих работ «Семья и дет. сад»

 

 

 «Давайте познакомимся»;

Праздник мам 8 марта;

 

 «Род, родные, Родина»;

 

 

Праздник мам 8 марта;

 

 

Направление  «Я и мой край родной»

 Цель деятельности воспитателя:

  Научить детей интересоваться историей своего края, места, где они живут приобщаться к духовным и националь­ным традициям.

Воспитание личности с бога­тым духовным, социально-нравственным потенциалом.

 Воспитание достойного гражданина своей страны.

Познакомить с прошлым и настоящим нашего народа, их бытом и традициями, праздниками, замечательными умельцами.

Познакомить детей с родным селом, его историей, достопримечательностями, с почётными людьми, растительным и животным миром.

 

2-я мл. гр

Ср. гр

 «Не ломайте веточку»;

«Осенний лист – краса природы»;

«Синичкин день»;

«Красота природы моей местности»;

 

 «Растения – составная часть природного окружения человека»;

«Не нарушайте тишину»;

«Красная книга»;

 

Конкурс загадок;

Конкурс рисунков о природе.

«Дом в котором я живу», «С чего начинается Родина»

Театрализованные игры

«Колобок», «Теремок»

Конкурс загадок Конкурс рисунков и творческих работ  «Природа глазами детей»;

«С чего начинается Родина», « «традиции, обряды, праздники»

Театрализованные игры

«Колобок», «Теремок»

Утренник «Осенний листопад»

«Масленица»

«Именины»

 

Праздник урожая

«Масленица»

«Именины»

Направление

«Законы, по которым мы живём»

 Цель деятельности воспитателя:

  Дать представление детям, о том, что мы граждане великой страны России, в которой каждый человек имеет свои права и обязанности, уметь ими пользоваться в повседневной жизни.

  Направление

«Мы россияне»

Цель деятельности воспитателя:

  Дать представление детям, что мы граждане великой страны России.

Дать представление  о том, что история России связана с историей малой Родины.

Выработка жиз­ненных ценностей, понимания добра и зла, смысла жизни.

Формирование прочных основ нравственного и здорового образа жизни. 

2-я мл. гр

Ср. гр

 «Я – гражданин России»;

 

 «Дорогая моя столица…»

Что празднуют 1 Мая.

Конкурс рисунков на военную тематику;

 

Конкурс рисунков на военную тематику

Конкурс загадок на заданную тематику;

Тематические занятия:

«День защитника Отечества»

«День космонавтики»,

«9  мая»

 

 

Тематические занятия:

«День защитника Отечества»

«День космонавтики»,

«9  мая»

«Москва – столица нашей Родины»;

«Флаги России»

 

Направления работы  с родителями:

Установление и поддержка постоянной связи с родителями.

Выработка единства требований семьи и ДОУ к воспитанию личности ребенка.

Привлечение родителей к организации работы в группе.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности воспитателя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований детского сада и семьи. Я придерживаюсь следующих принципов:

полное взаимопонимание и согласованность действий;

постоянный контакт с родителями;

опора на положительные черты в каждом ребенке.

 Взаимодействие детского сада и семьи – решающее условие обновления системы воспитания в наше время.  Вот что поможет сохранить желание учиться, укрепит веру в себя, позволит строить педагогический процесс на принципах гуманно-личностного подхода к детям.

Формы работы с родителями.

Основные формы работы с семьей: групповые и индивидуальные.

 Групповые формы работы с родителями:

 - организационные

 - тематические

 - итоговые

Индивидуальные формы работы с родителями:

- беседы с родителями

  - консультации (групповые и тематические)

 

Для приобщения родителей к проблемам воспитания  успешно зарекомендовали себя следующие формы работы с родителями:

различные наглядные формы повышения педагогической культуры родителей (информационные стенды, печатные памятки);

совместные с родителями  мероприятия (праздники, соревнования);

семейные праздники и традиции, конкурсы.

Индивидуальная работа с воспитанниками

 1. Индивидуальные беседы

 2. Подготовка к конкурсам и выставкам, праздникам

 Работа с родителями

 1. Изучение семей детей по плану:

а) как ребенок соблюдает режим;

б) как организовать контроль;

в) чем занят ребенок в свободное время;

г) есть ли у ребенка товарищи;

д) какие поручения выполняет ребенок дома;

е) есть ли дома библиотека детских книг.

2. Проводить индивидуальные беседы с родителями отдельных воспитанников.

3. Проводить вечера вопросов и ответов.

4. Организовать день открытых дверей.

5. Привлекать родителей к организации интересной насыщенной жизни коллектива.

6. Влиять на общение ребят с родителями.

  Законы  родительской истины.

Закон №1. Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон №2. Не унижайте ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что ими будете вы.

Закон №3. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают ложь ребёнка, приводят к боязни и ненависти.

 Закон №4. Не  налагайте запретов. В природе ребёнка - дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

 

Закон №5. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим.

 Закон №6. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

 Закон №7. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте ребёнку смеяться вместе с вами. УЧИТЕ СВОЕГО РЕБЁНКА СМЕЯТЬСЯ НАД СОБОЙ! Это лучше, чем если над ним будут смеяться другие.

 Закон №8. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

 Закон №9. Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

 Закон №10. Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для вашего ребёнка, и для вас, родители!

 Закон №11. Помните, что самое большое родительское счастье - видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

Вывод:

· В ходе подготовки и реализации проекта у детей появился интерес к истории, быту, традициям своего народа;

· Дети стали активно использовать в речи фольклор, знают и умеют рисовать национальные орнаменты, познакомились с народными играми;

· Дети знают достопримечательности города;

· Дети больше узнали о своем Отечестве, усвоили нормы и правила поведения и взаимоотношения между людьми;

· У детей сформировались основы патриотизма, гражданственности и любовь к родному краю.

ЛИТЕРАТУРА

· Закон РФ «Об образовании» в редакции Федерального Закона от 01.12.2007, N 309-ФЗ

· Приказ Министерства образования и науки РФ от 23.11.2009, N 655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основ общеобразовательной программы дошкольного образования»

· Федина Н.В. Понятие основной образовательной программы в современном дошкольном образовании // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2010. - N 5.

· Скоролупова О.А., Федина Н.В. Образовательные области основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграция Дошкольное воспитание. 2010. - N 7.

· Скоролупова О.А., Федина Н.В. Организация образовательной деятельности взрослых и детей по реализации и освоению основной общеобразовательной программы дошкольного образования Дошкольное воспитание. 2010. - N 8.

· www. Doshcolniki.ru- раздел «Дошкольное образование:ресурсное обеспечение основной общеобразовательной программы»

· Алешина Н.В. – «Патриотическое воспитание дошкольников»

· Журнал Дошкольное воспитание N3, 2009;

· Журнал Воспитатель ДОУ. N 3,2008; N 1. 2010;

· Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения

· N 1, 2009, N 2, 2010

· Ковалева Г.А.- «Воспитывая маленького гражданина», Москва, Просвещение, 2009г.

В соответствии со всем вышесказанным я подобрала определенные методы и приемы работы с воспитанниками:

 План работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей в средней группе

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

сентябрь

"Мой город"

Беседа с детьми о нашем городе. Рассматривание открыток с видами города.

Консультация "Прогулка по городу с ребенком"

Составление картотеки семьи.

октябрь

"Природные и культурные объекты нашего города"

Волшебные картинки "Улицы города"

Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству города.

Конструирование моста из строительного материала.

Консультация для родителей "Экскурсия по городу вместе с ребенком"

ноябрь

"Город и село"

Д/и."Город - село", "От зернышко до булочки", "Где ты живешь"

Рисование "Наша улица", Прослушивание записей народных мелодий.

Театрализованная игра "Гости из села"

Круглый стол "Права и обязанности ребенка"

декабрь

"Праздник "Новый год"

Оформление группы к Новому году.

Зимние постройки на участке.

Кормушки для птиц.

Рассказы о Новогодних обычаях.

Зимние постройки на участке.

Новогоднее оформление группы. Зимние поделки своими руками.

Конкурс "Лучшее Новогоднее оформление группы"

январь

"Наша Родина - Россия"

Разучивание песен и стихов о Родине.

Рисование на тему "Моя Родина".

Беседа о людях разной национальностей, живущих в России.

Составление рассказов о будущем Родины.

Консультация для воспитателей "Нравственно патриотическое воспитание детей"

февраль

"Сильны и могучи богатыри славной Руси"

Рассматривание картины В.Васнецова "Богатыри"

Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.

Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов.

Изготовление подарков для папам и дедушкам.

Спортивное развлечение "Вместе с папой"

март

"Моя мама"

Викторина "Что ты знаешь о своих родителях".

Изготовление подарков для мам.

Рассматривание костюмов и деталей женской одежды.

Пословицы и поговорки о маме.

апрель

"Наши космонавты"

Поделки "Космическая фантазия".

Пословицы и поговорки о космонавтах.

С/р/и. "Мы - космонавты".

Чтение рассказов о космосе.

Оформление выставки "Космическая фантазия"

май

"Этот День Победы"

Изготовление праздничных открыток.

Встреча с фронтовиком.

Беседа о подвигах народов России во время Великой Отечественной войны.

Поделки "Этот День Победы"

Оформление стенгазеты ко дню Победы.

 

План работы по нравственно - патриотическому воспитанию детей во второй младшей группы

месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с воспитателями

сентябрь

"Кто у нас хороший, кто у нас пригожий"

Познавательное развитие "Мои друзья"

Д/и. "Кто в домике живет?"

Учимся общаться друг с другом

Аппликация "Мы улыбаемся друг другу"

Круглый стол Будем знакомы"

октябрь

"Чудо - фрукты, чудо - овощи"

Д/и. "Овощи и фрукты"

Лепка "Консервируем фрукты"

Аппликация "Консервируем овощи"

П/и. "Собираем овощи и фрукты"

Консультация для

ноябрь

"Мамы есть у всех"

Ознакомление с окружающим "Домашние животные и их детеныши"

Д/и. "Кто как кричит"

Рисование методом тычка "Салют маме"

Чтение стихотворений о маме.

Круглый стол "Мамы всякие нужны"

декабрь

"Наш любимый детский сад"

Беседа "Хорошо у нас в детском саду"

Игровая ситуация "Мы помощники взрослых"

Экскурсия по помещению детского сада.

Рисование "Наша группа"

Зимние постройки на участке.

Новогоднее оформление группы. Зимние поделки своими руками.

Конкурс "Лучшее Новогоднее оформление группы"

январь

"Эх, зимушка, зима!"

Ознакомление с окружающим "Зима белоснежная"

Рассматривание картин "Зимой на прогулке"

П/и "Снег кружится"

Рисование "А у нашего двора Снеговик стоял с утра"

Консультация для воспитателей "Нравственно патриотическое воспитание детей"

февраль

"Чем больше в мире доброты, тем счастливей я и ты"

Ознакомление с окружающим "Наши добрые дела"

Аппликация "Валентинка"

Беседа "Я и мой папа"

Выучить стихотворение "Суворовец"

Спортивный праздник "Папа и я"

Стенгазета "Наши папы лучшие"

март

"Моя мама"

Ознакомление с окружающим "Моя семья"

С/р/и. "Моя семья"

Рисование "Портрет семьи"

Д/и. "К нам гости пришли"

Круглый стол "Мы - семья"

Стенгазета "Наши мамы"

апрель

"Мой родной город"

Ознакомление с окружающем "Город в котором мы живем"

Аппликация "Многоэтажный дом"

Наблюдение за прохожими и мимо проезжающими машинами

Игра - ситуация "Путешествие по городу"

май

"Купаться любят все"

Ознакомление с окружающим "Водичка, водичка"

П/и. "Солнышко и дождик"

Рисование "Дождик по земле босиком бродил"

Д/и. "Как избежать неприятностей на воде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13 ноября 2017 в 19:56