Персональный сайт Воспитателя Деминтиевской Ольги Викторовны

Самоанализ за 2016-2017 уг.год

Анализ воспитательно-образовательной работы за 2016–2017 учебный год

В 2016-2017 учебном году я работала воспитателем во второй младшей группе «Капитошка».  Передо мной были поставлены следующие задачи: 1) продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций. Приучать детей следить за осанкой во всех видах деятельности. Развивать самостоятельность и творчество в двигательной активности. Воспитывать культурно-гигиенические навыки; 2) развивать наблюдательность и любознательность детей, продолжая знакомить их  с предметами и явлениями общественной жизни и природы, формировать умение устанавливать простейшие связи между ними. Учить выделять отдельные части и характерные признаки (цвет, форма, величина) предметов, продолжать развивать умение сравнивать и группировать их по этим признакам; 3) продолжать работу по обогащению, уточнению и активизации словаря, совершенствованию звуковой культуры речи; 4) продолжать воспитывать любовь к родному дому, краю, детскому саду; 5) знакомить детей с профессиями близких людей, подчеркивая значимость их труда; 6) воспитывать исполнительность, стремление доводить начатое дело до конца,  умение участвовать в выполнении коллективных трудовых поручениях, понимать значение результатов своего труда для других. Учить бережно относиться к вещам, игрушкам, книгам; 7) воспитывать устойчивый интерес к различным видам художественной деятельности; 8) воспитывать скромность, доброжелательность, желание быть справедливым, сильным и смелым. Формировать у детей опыт социального взаимодействия.

В течение года велась работа  по основной общеобразовательной программе дошколь­ного образования «От рождения  до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Эта  программа обеспечивают  разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным образовательным областям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному, речевому и художественно-эстетиче­скому.  В течение года дети развивались согласно возрасту, осваивали программный материал и показали позитивную динамику по всем направлениям развития. С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с программой ДОУ. Поставленные цели достигнуты в процессе осуществления разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной. При проведении ООД использовались как традиционные: наблюдение, беседы, сравнение, индивидуальная работа, так и нетрадиционные методы работы: пальчиковая, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз., а так же разнообразные приёмы: использование наглядности, игровые, сюрпризные моменты.

Свои достижения и успехи  дети демонстрировали на ставших традиционными утренниках: «Осенний праздник», «Новый год», «8 марта». Воспитанники принимали участие в праздновании «Дня открытых дверей».

В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ. Согласно плану проводились медицинское, психологическое и педагогическое обследования воспитанников, подтвердившие положительную динамику развития каждого ребенка и группы в целом. Сравнительный анализ посещаемости и заболеваемости детей за первое и второе полугодие показывает, что количество посещаемости детей выросло, заболеваемость снизилась.

В группах создана доброжелательная психологическая атмосфера, благоприятные условия для физического и психоэмоционального комфорта детей. Для этого применяю различные методы: метод личного примера, требования, стимулирования, поручения.

За учебный год во 2 младшей группе выполнено 2 проекта: проект №1 на тему «Азбука безопасности». Цель: Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе, соблюдение правил дорожного движения. 

Задачи: Обсудить типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми, научиться правильно вести себя в таких ситуациях.
Освоить правила безопасного поведения на улицах города.
Научиться находить выход из опасных ситуаций с огнём.
Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для ребёнка ситуациям.
Проект №2 «Моя семья» (по нравственно-патриотическому воспитанию). 

Цель проекта: формирование предпосылок нравственно-патриотического воспитания детей младшего возраста через знакомство с семьей. 

Задачи проекта:
• дать знания детям, что у каждого есть семья;
• сформировать у детей представление о себе, о членах семьи и учить детей правильно называть членов семьи;
• привлекать семьи детей к сотрудничеству с детским садом;
• развивать семейное творчество;
• вызвать у детей интерес к своей семье через рассматривание генеалогического древа;
• учить строить элементарные родственные связи;
• воспитывать у детей чувства любви и уважения к близким людям;
• активизировать словарь детей на основе углубления знаний о своей семье.

Для этого в группе создана предметно - развивающая среда соответствующая возрасту детей. Создан уголок безопасности и ПДД, а также патриотический уголок «Наша Родина – Россия», которые пополнялись в течение года. Было проведено итоговое занятие на тематической неделе «Неделя безопасности» по теме «Безопасность колобка».

В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями. Родители активно принимали участие в жизни группы и ДОУ. Проведено открытое занятие по художественно-эстетическому направлению для родителей на тему: «Салют в День Победы». Активное участие родителей в конкурсе поделок «Листья желтые…»,  «Елочная игрушка», «Мамино хобби», в фотовыставке «Любимый сердцу уголок». В течение года проведено 4 собрания: «Здравствуй, детский сад», «Безопасность жизнедеятельности дошкольников», «Патриотическое воспитание дошкольников», «Итоговое. Вот и стали мы на год взрослее». 

Активно участвовала в мероприятиях детского сада. Ведущая на утренниках, на конкурсе педагогического мастерства «Воспитатель года – 2017», получен сертификат о прохождении семинара по ИКТ, выступление на педсовете по теме: «Формирование основ безопасной жизнедеятельности дошкольников». Участие в районном смотре-конкурсе самодеятельности работников образования «Время выбрало нас» - диплом 3 степени, участие в районной акции «Георгиевская лента».  Грамота МКДОУ 1место в смотре – конкурсе патриотического уголка. 

В 2016-2017 учебном году мною была изучена тема "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников".  Цель: воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям. Задачи патриотического воспитания дошкольников:

1. Формирование чувства привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формирование чувства любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формирование представлений о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4. Воспитание патриотизма, уважения к культурному прошлому России средствами эстетического воспитания: музыка, изодеятельность, художественное слово.

5. Воспитание гражданско-патриотических чувств посредством изучения государственной символики. Работа по нравственному воспитанию проводится регулярно и в системе. Большая роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. В своей работе используем различные технологии:

игровые, информационные, коммуникативные, проблемные, развивающего обучения, консультативные, проектные, ИКТ.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию особое место отводим произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

Содержание работы по направлениям включает:

Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной. Знакомство с профессиями. Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа. Знакомство с героями сказок и их подвигами. Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями. Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством. Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Принципы работы по патриотическому воспитанию:

личностно-ориентированного общения; тематического планирования материала подачу изучаемого материала по тематическим блокам: родная семья, природа родного края, культура родного края, малая родина, родная страна; наглядности; последовательности; занимательности; от близкого к отдаленному; от общего к частному, где каждое частное выступает перед ребёнком как проявление чего-то общего (а не само по себе), что обеспечивает смысловую взаимосвязь между разными аспектами содержания; опора на опыт самих детей, реальные их дела и события в семье, детском саду; взаимодействие с семьями.

Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому. Мной были изучены книги:

Н.Ф.Виноградова «Наша Родина» Москва 1984г. В ней представлены произведения разных жанров, направленных на патриотическое воспитание.

А.Д.Жариков «Растите детей патриотами» Москва 1980г.

Е.К.Ривина «Государственная символика России» В пособии представлены конспекты познавательных бесед, сценарии досуговых мероприятий, в которых раскрываются нравственное значение. История и функции государственных символов России. Фрагменты данных конспектов можно использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Данная книга хороша для повышения уровня знаний педагогов.

Р.И.Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ» (Патриотическое воспитание) Москва 2007г. Данная книга удобна в работе с детьми тем, что все конспекты систематизированы в соответствии с базовыми программами детских садов. Автор предлагает нам дополнительный материал, который можно использовать для составления собственных занятий.

Л.А.Кодрикинский «С чего начинается Родина?» Москва 2005г. (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). Сборник имеет практическую направленность и удобен в использовании, т.к. содержит планирование, конспекты занятий и развлечений по теме «Мой дом – моя семья», «Русская народная культура», «Столица нашей Родины Москва», «Земля – наш общий дом», «Защитники Отечества». Хорошо то, что материал составлен педагогами, которые так же ищут способ как лучше воспитать патриотические чувства у детей.

Во 2-ой младшей группе основное внимание уделялось воспитанию любви к самому близкому в семье человеку – маме. В течении года я расспрашивала детей о других членах семьи и таким образом постепенно подводила детей к пониманию того, что такое семья. Ведь все мы знаем, что ознакомлению детей с «Большой Родиной» предшествует ознакомление с «малой Родиной», со своей семьёй. Дети младшей группы с трудом представляют себе такие понятия, как «город», «страна». Поэтому в этом возрасте мы старались вызывать у детей положительные эмоции, чувство восхищения своим городом, страной. Работа заключалась в том, чтобы обратить внимание детей на празднично украшенные улицы города, к празднику дети украшали и свою группу. После праздников я беседовала с детьми о том, где дети были во время празднования, куда ходили, что видели. Такие беседы вызывают у детей чувство сопричастности с большими событиями родного города. На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.

Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Поэтому зачастую нам, педагогам, приходиться воспитывать не только дошкольников, но и их родителей, объясняя им их важность в воспитании детей.

С целью изучения индивидуального развития детей проведен педагогический мониторинг. Диагностика  на основе наблюдения, анализа продуктов детской деятельности и критериальных  показателей.  Анализ выполнения требований к содержанию и методам воспитания и обучения, а также анализ усвоения детьми программного материала показывают стабильность и позитивную динамику по всем направлениям развития.

 Можно предположить, что в целом работа с воспитанниками  проводилась целенаправленно и эффективно. С учетом успехов и проблем,  возникших в минувшем учебном году,  намечены следующие задачи:

- Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным областям; углубление работы с детьми по образовательной области «Познание»; совершенствование работы по развитию связной речи детей.

- Знания и навыки, полученные детьми в ходе непосредственно образовательной деятельности, необходимо систематически закреплять и продолжать применять в разнообразных видах детской деятельности.

- Особое внимание следует уделить использованию многообразных традиционных и нетрадиционных методов работы, позволяющих развивать соответствующие знания, умения и навыки.

- Положительное влияние на этот процесс оказывает тесное сотрудничество воспитателей, специалистов, администрации ДОУ и родителей, а также использование приемов развивающего обучения и индивидуального подхода к каждому ребенку.

В дальнейшем планирую продолжить работу над приоритетным направлением своей деятельности.  Свою работу планирую по направлениям: познавательное и речевое развитие; активное вовлечение родителей в жизнь детского сада; целью деятельности дальнейшей работы является обеспечение полноценного развития личности каждого ребенка в процессе образования, в единстве эмоционального и рационального взаимодействие педагогов и родителей; продолжать работу по изучению и внедрению ФГОС; активное участие в мероприятия ДОУ.


23 ноября 2017 в 20:44