Конспект ООД по познавательному развитию "Я и моя семья".
Технологическая карта организованной образовательной деятельности.
Приоритетная образовательная область: познавательное развитие.
Цель ООД: Развитие первичных навыков в проектно-исследовательской деятельности, оказание помощи в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам.
Задачи ОО в интеграции:
Образовательные:
ОО «Социально-коммуникативное развитие» Углублять представления детей о семье, ее членах. Дать первоначальные представления о родственных отношениях (сын, мама, папа, дочь и т. д.). Формирование образа Я, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование семейной принадлежности. Закреплять представления ребенка о себе как о члене коллектива, развивать чувство общности с другими детьми.
ОО «Познавательное развитие» Развивать любознательность и познавательную мотивацию у детей. Развивать первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности, Оказывать помощь в оформлении ее результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
ОО «Речевое развитие» Развивать свободное общение с взрослыми и детьми. Продолжать приучать детей слушать рассказы. Учить детей рассказывать небольшие рассказы о своих семьях.
ОО «Художественно-эстетическое развитие» Продолжать формировать умение создавать коллективные произведения в аппликации. Воспитывать интерес к аппликации. Закреплять навыки аккуратного наклеивания.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы, изобразительная (аппликация).
Предметно-развивающая среда для ООД: Демонстрационный материал: семейный альбом, проекты детей, презентационный материал, макет дерева (яблони), сундучок сказок, корзинка. Раздаточный материал: клей-карандаш, готовые формы рисунка яблок, фотографии детей, салфетки влажные, клеенки для наклеивания. ТСО: ноутбук, проектор, экран.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
ООД в режимных моментах:
Предварительная работа: Рассматривание фотографий, иллюстраций о семье, о членах семьи; словесная игра «Скажи наоборот», сюжетно-ролевая игра «Семья», дидактическая игра «Кто старше, кто младше?», «Доскажи», настольно-печатная игра «Мамины помощники», игра с движением «Дом», «Здравствуйте», пальчиковая игра «Семья», чтение художественных произведений А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»; обр. А.Н. Толстого «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди».
Взаимодействие с родителями: индивидуальные беседы по ознакомлению родителей с проектной деятельностью; разработка проектов «Портфолио о семье»; «Презентация - рассказ о семье».
Индивидуальная работа: Помочь детям преодолеть застенчивость и вовлечь в коммуникативную, познавательно-исследовательскую деятельность через выступление на тему «Я и моя семья» в сопровождении презентации; поощрять попытки высказывать своё мнение.
Методы и приёмы:
наглядный: просмотр мультимедийной презентации по теме «Я и моя семья», рассматривание альбома, рассматривание портфолио.
словесный: психогимнастика, обобщающая беседа, повторение, объяснение, указание, словесные упражнения, вопрос - ответ, чтение рассказа, поощрение.
практический: погружение в игровую ситуацию, пальчиковая игра, практические действия (творческое задание по созданию коллективной работы).
игровой: игровая мотивация, дидактические игры и упражнения, сюрпризный момент, использование воображаемой игровой ситуации.
Активизация словаря:
Пассивный словарь: портфолио семьи, проект.
Портфолио семьи – это папка, в котором отражается всё интересное из того, что происходит в жизни семьи.
Проект – это буквально «брошенный вперед», путь замысла или способ планирования.
Активный словарь: семья, семейный альбом, бабушка, дедушка, брат, сестра.
Планируемые результаты:
· Дети показывают первичные навыки в проектно-исследовательской деятельности «Я и моя семья», при помощи педагога и родителей представляют оформление ее результатов для презентации сверстникам.
· Дошкольники проявляют любознательность и познавательную мотивацию.
· Родители активно участвуют в исследовательской деятельности детей.
Ход организованной образовательной деятельности:
I. Организационный момент.
Дети входят в группу.
1. Психогимнастика (игра с движением).
Воспитатель 1: Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое! Здравствуй, вольный ветерок! Здравствуй, весь честной народ! Здравствуй утро! Здравствуй день! Нам здороваться не лень!
2. Игровая мотивация.
В стороне воспитатель рассматривает семейный альбом.
Воспитатель 1: Ребята, посмотрите, что так увлеченно рассматривает Татьяна Михайловна? Давайте подойдем поближе и посмотрим.
Дети подходят к воспитателю.
Воспитатель 2: Вот моя мама …………………… Она работала …… Мама очень любила …… Вот мой папа, любимым занятием моего папы было……
А это уже наша семья я, мой муж, мои дети… (Рассказ воспитателя).
Воспитатель 2: Это мой семейный альбом.
Воспитатель 1: А у вас, есть дома семейный альбом? (ответы детей). А что в ваших альбомах можно увидеть? (ответы детей).
Воспитатель 2: Ребята, как вы думаете, что такое семейный альбом? (размышления детей)
Воспитатель 1: Вот как интересно! Действительно, семейный альбом рассказывает о семье. В нем хранятся фотографии родных и близких, друзей мам и пап, дедушек и бабушек, братьев и сестёр и т д.
Воспитатель 2: Вы много знаете о своих семьях?
Воспитатель 1: Наши ребята со своими мамами и папами приготовили интересные проекты (рассказы) о своей семье. Хотите послушать? (Дети полукругом рассаживаются на ковер). Тогда слушайте внимательно.
II. Основная часть.
1. Выступления детей «Презентация - рассказ о семье». (Дети рассказывают о своих семьях).
2. Динамическая пауза «Дом на горе»
На горе высокий дом (сложите домик из ладоней: все пальцы соприкасаются кончиками «крыша дома»),
Много зелени кругом (волнообразные движения руками).
Вот деревья, вот кусты (руки вверх изображаем деревья и кусты).
Вот душистые цветы (сделать из ладоней «бутон»).
Окружает все забор (нарисовать пальцем в воздухе зигзагообразную линию).
За забором - чистый двор (посмотреть вправо и влево).
Мы ворота открываем (изобразить отрывающиеся ворота).
К дому быстро подбегаем (бежим на месте).
В дверь стучимся: (имитация стука кулачком в воздухе).
Тук-тук-тук.
Кто-то там к нам идет на стук? (приложить ладонь к уху, как будто прислушиваемся).
В гости к другу мы пришли (шагаем на месте)
И гостинцы принесли (вытянуть руки вперед).
3. Сюрпризный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости пришла мама Саши - Екатерина Александровна. Она не только расскажет, но покажет нам презентацию о своей семье. Предлагаю присесть на ковер и внимательно послушать маму. А Саша будет помогать маме. (Выступление сопровождается показом презентации).
Воспитатель: Спасибо большое ребятам и маме. Вы так интересно рассказали о своих семьях.
Воспитатель: Ребята, сегодня наш сундучок сказок приготовил нам новую интересную историю. Хотите её послушать? (ответы детей). Тогда, ребята, слушайте внимательно.
4. Рассказ воспитателя.
Воспитатель: В одном лесу росла красивая яблонька. На ее раскидистых ветвях было много румяных и золотистых яблочек. Это были сыночки да дочки. Яблоневая семья — дружная, заботливая. Во время ветра или дождя, листва прикрывала ветви, чтобы не сломались, плоды чтобы не опали на землю. Когда наступала солнечная погода, то яблоневая семья радовалась: листочки открывали яблочки, веточки поднимались вверх. Однажды разыгралась буря: сильный ветер, дождь, снег. Вся яблоневая семья встала не защиту друг друга: веточка к веточке к веточке, листочек к листочку, яблочки все ближе и ближе друг другу. Вместе они победили непогоду.
Воспитатель: Вам понравилась история про яблоневую семью? (ответы детей)
Воспитатель: Что стало бы, если яблоня, не встала на защиту яблочек? (ответы детей)
Воспитатель: Вот и семья, какая должна быть?
Дети: Дружная, трудолюбивая, заботливая.
Воспитатель: Мы сегодня много узнали о семье. Вы знаете, мы с вами тоже семья средней группы детского сада «Капитошка»?
Воспитатель: Посмотрите, в нашей группе появилось удивительное дерево - яблонька из сказки, но художник что-то забыл нарисовать на нём. Как вы думаете, что?
Дети. Яблочки.
Воспитатель: Поможете мне исправить это? (ответы детей).
Воспитатель: Предлагаю вам пройти в нашу творческую мастерскую. (Дети проходят к столам). У меня в руках красивая корзинка. А в корзинке что-то есть, как вы думаете что это?
Дети: Яблочки.
Воспитатель: Правильно ребята, наши яблочки не простые, они с сюрпризом. На каждом яблочке фотографии лиц наших ребятишек. Каждый из вас достаёт из корзинки яблочко со своей фотографией, намазывает обратную сторону яблока клеем, затем подходит к дереву, находит место своему яблочку и приклеивает.
5. Коллективная продуктивная деятельность детей.
Воспитатель: Посмотрите, какая замечательная и дружная семья у нашей яблони. А теперь я предлагаю это семейное дерево поместить на нашу выставку для родителей.
III. Заключительная часть.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравилась наша встреча?
- Что вы узнали нового, интересного?
- Чему научите своих родителей?
Воспитатель: Мне очень понравилась наша встреча. Вы очень интересно рассказывали о своей семье и ее членах. Подготовили портфолио, презентации. Приклеили сюрпризные яблочки. На этом дереве вы видите новую семью – средняя группа №3. В заключение послушайте стихотворение «Моя семья» А.Фета.
Я люблю свою семью.
Маму, папу я люблю,
Люблю деда и бабусю.
И щенка и кошку Мусю.
Всех кого я так люблю,
Имеют право на семью.
Спасибо за встречу! |