Персональный сайт Воспитателя Деминтиевской Ольги Викторовны

Годовой отчет 2017-2018 уч.год.

Самоанализ воспитательно-образовательной работы

за 2017 – 2018 учебный год

воспитателя средней группы «Капитошка»

Деминтиевской Ольги Викторовны

В группе всего 24 ребенка. Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Все дети доброжелательные, никого не отталкивают, в играх всегда договаривались между собой.

Работа в средней группе проводилась исходя из основных годовых задач и в соответствии с годовым планом работы детского сада. В течение учебного года деятельность была направлена на обеспечение непрерывного, всестороннего и своевременного развития ребёнка. Организация воспитательно – образовательного процесса строилась на основе основной общеобразовательной программы  дошкольного образования (ФГОС) «От рождения до школы» - разработано в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учётом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; 2014 г.

В учебном году мной были поставлены следующие педагогические задачи:

1. Обеспечить деятельность ДОУ в режиме инновационного развития в рамках ФГОС с использованием современных педагогических технологий. Продолжать работу по повышению педагогического мастерства педагогов.

2. Систематизировать работу в ДОУ по развитию речи детей как средства общения.

3. Расширять формы работы детского сада и семьи по формированию, укреплению и сохранению физического и психического здоровья детей.

4. Создать условия в ДОУ для организации деятельности по экологическому воспитанию дошкольников в контексте ФГОС.

Педагогический процесс в течение года был ориентирован на всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей. С детьми систематически проводилась организованная образовательная деятельность в соответствии с основной общеобразовательной программой и утвержденным расписанием ООД. Организуя деятельность детей, я старалась развивать у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы и самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных ситуаций.

Поставленные задачи достигались в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно - исследовательской, продуктивной, музыкально - художественной.

Знания и навыки, полученные на занятиях систематически, закрепляли и продолжали применять в разных видах деятельности детей. Использовались дидактические игры, позволяющие закрепить и развивать соответствующие знания, умения и навыки. Обогащали математические представления через наблюдения и явления предметов. Использовали инновационные технологии в воспитании и обучении детей, что повлияло на динамику повышения качества усвоения программного материала, так же дало стабильные результаты по итогам освоения детьми программы дошкольного учреждения.

Программа реализует образовательные задачи в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей не только в рамках организованной образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

Ведущей целью является: обеспечение социального благополучия каждого ребёнка в процессе всестороннего развития личности в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС. Цель реализуется в процессе разнообразных видов деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение и в процессе выполнения режимных моментов.

Ведущими задачами являются:

Создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, а также их физического развития. Повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса с помощью интеграции разнообразных видов деятельности. Организовать сотрудничество с родителями - взаимодействие с семьями через систему мероприятий.

Для реализации первой задачи проводилась систематическая планомерная работа.  На протяжении всего года в группе велась оздоровительная и лечебно-профилактическая работа, проводились и проводятся закаливающие мероприятия, используются здоровьесберегающие технологии, что ставит улучшение физического состояния и здоровье детей. Решая задачи сохранения и укрепления здоровья детей, в работе использовались разнообразные формы и методы: два раза в день организована прогулка детей на свежем воздухе, ежедневно проводилась и проводится утренняя гимнастика, гимнастика после сна, дыхательные упражнения, физкультминутки, подвижные игры и упражнения в течение дня, занятия по физической культуре в зале и на улице. Обеспечивается охрана жизни и укрепление здоровья детей в систематически организованной двигательной активности, где удовлетворяются потребности детей в движении.

В процессе различных видов детской деятельности – игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, а так же чтения художественной литературы - реализовывалась вторая задача, поставленная нами. Образовательная деятельность осуществлялась в рамках режимных моментов, включая самостоятельную (свободную) деятельность детей.

 В работе с детьми были использованы различные методы: наблюдение, беседа, сравнение, диагностическое обследование, самоанализ, индивидуальная работа с детьми.

За учебный год в средней группе выполнено 3 проекта:

Проект №1 «Маленькие помощники природы».  Цель:  Формирование экологической культуры, определяющей отношение к окружающей среде.

Проект №2  познавательно – исследовательский «Здравствуй, дерево».  Цель проекта: Вызвать у детей интерес к конкретному объекту - дереву; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о нём.  Задачи:1. Познакомить детей с березой, её особенностями и отличиями от других деревьев. 2. Развивать у детей экологические представления, знания о ценности природы и правилах поведения в ней. 3.Способствовать накоплению детьми эмоционально – позитивного опыта общения с природой. 4. Воспитывать интерес детей к объектам природы. 

Проект №3  «Раз ладошка, два ладошка».  Цель проекта: Воспитание интереса к рисованию, самостоятельным навыкам изображения, украшение разных рисунков и формирование представления о сенсорных эталонах цвета.

Большое внимание мы уделяем развитию звуковой культуры речи детей, внедряя в процесс воспитания театральные игры, обыгрывание ситуаций, ведение диалогов, составление описательных рассказов, пересказ небольших произведений и сказок, разучивание стихотворений, потешек, скороговорок, чистоговорок.

Для этого нами, совместно с родителями была проведена работа по пополнению книжного уголка. Была проведена акция «Подари книгу».

Диагностика освоения программного материала проводилась два раза в год (сентябрь, май). Использовались некоторые формы проведения диагностики: наблюдение за ребенком; беседы. Результаты мониторинга освоения программного материала детьми средней группы показали, что уровень освоения программного материала детьми  значительно улучшился. Сократился процент детей с низким и средним уровнем и значительно вырос высокий показатель.

По результатам диагностики  было увеличено количество индивидуальных занятий по развитию речи: составление рассказа по картинке, описание игрушки, заучивание стихотворений, упражнения по звуковой культуре речи. Велась углубленная работа по заучиванию скороговорок, чистоговорок, с детьми в течение всего учебного года проводилась артикуляционная гимнастика, развитие и совершенствование фонематического слуха через систему игр и упражнений.

Диагностика в конце учебного года выявила положительную динамику в данных образовательных областях. В дальнейшей работе мы будем продолжать уделять большое внимание развитию речи детей во всех областях ООД.

Проведя анализ результатов диагностики можно сказать следующее:

Начиная с начала учебного года у детей воспитывался устойчивый интерес и потребность к регулярным занятиям физическими упражнениями. Хорошие результаты прослеживаются по результатам диагностики трудового воспитания. У детей вырос интерес к трудовой деятельности, они с желанием выполняли посильную работу и показали хорошие качественные результаты. В течение года детей учили ставить общие цели, планировать совместную работу, согласовывать свои действия и мнения с партнёрами, нести ответственность за общее дело. Организовывали совместную деятельность, направленную на создание общего продукта.

Анализируя художественно- эстетическое развитие детей, на занятиях обращали внимание детей на разнообразие и красоту форм, цвета, звуков в окружающем мире. Знакомили детей с произведениями изобразительного искусства различных видов и жанров. В течение года знакомили детей со средствами выразительности театрального искусства и выразительными средствами музыки. Большое внимание на протяжении всего учебного года уделялось значимости детской игры.

На протяжении всего учебного года проводилась планомерная работа с родителями воспитанников. Согласно плану работы с родителями были проведены родительские собрания, анкетирование;  индивидуальные консультации; работа с родительским комитетом; совместное создание предметно-развивающей среды;  беседы; помещались консультации в родительский уголок.

Родители активно принимали участие в жизни группы и ДОУ. Проведено интегрированное занятие по познавательному развитию «Безопасность на дорогах» в День открытых дверей.  В течение года проведено 4 родительских собрания: «Возрастные особенности детей 4-5 лет», «Экологическое воспитание в семье», «Продуктивная изобразительная деятельность как средство всестороннего развития детей», «Итоговое. Вот и стали мы на год взрослее». 

Родители хорошо осведомлены о жизни группы, ее проблемах.

В течение учебного года проводились конкурсы творческих работ детей с родителями. Выставка поделок «Дары осени» из природного материала, овощей и фруктов, «Новогодняя игрушка», «Букетик для мамы». Участие в муниципальной фотовыставке «Люблю, тебя, мой край родной! (Савченко Антон 3 место). Муниципальный конкурс рисунков «Я рисую маму» (Скутнева София получила сертификат).

Совместно с музыкальным руководителем были организованы праздничные выступления воспитанников:  Осенний праздник; Новогодний утренник; Утренник, посвящённый празднованию 8-го марта. Большое внимание уделялось патриотическому воспитанию, целью которого является воспитание духовно-нравственной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Участие в Фестивале патриотической песни «Звездочка».

В течение года постоянно обновлялась предметно-развивающая среда в группе. Создан уголок природы «Юные экологи» и оформлен уголок изодеятельности, подобраны пособия, книги, дидактические игры, направленные на развитие детей, согласно их возрастным особенностям. В группе строго соблюдался режим дня и все санитарно-гигиенические требования.

К концу учебного года дети достигли следующих результатов.

Физическое развитие: все дети знают о значении для здоровья утренней гимнастики, закаливания, соблюдения режима дня, соблюдают элементарные правила личной гигиены, опрятности. Умеют самостоятельно одеваться и раздеваться, убирают одежду и обувь в шкафчик.

Ловят мяч с расстояния. Метают мяч разными способами правой и левой руками, отбивают о пол. Строятся по заданию взрослого в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг.

Познавательное развитие: все дети знают и называют своё имя и фамилию, адрес проживания, имена родителей. С большим удовольствием рассматривают иллюстрированные издания детских книг, проявляют интерес к ним. Знают о значении воздуха, солнца и воды для человека. Хорошо ориентируются в пространстве (на себе, на другом человеке, от предмета на плоскости). Без труда называют диких и домашних животных, одежду, обувь, мебель, посуду, деревья. Сравнивают количество предметов в группах до 5 на основе счёта, приложением и наложением, отлично различают круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Также умеют группировать предметы по цвету, размеру, форме и назначению. Понимают смысл слов «утро»«день» вечер» «ночь», определяют части суток, называет времена года, их признаки, последовательность.

Речевое развитие: без труда рассказывают о содержании сюжетной картинки, в том числе по опорной схеме, могут повторить образцы описания игрушки. Большинство детей имеют предпочтение в литературных произведениях. Проявляют эмоциональную заинтересованность в драматизации знакомых сказок. Могут пересказать сюжет литературного произведения, заучивать стихотворение наизусть. Быстро определяют первый звук в слове, умеют образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами. Всегда поддерживают беседу, используют все части речи. Понимают и употребляют слова-синонимы.

Социально-коммуникативное развитие: всегда соблюдают правила поведения в общественных местах, в общении со сверстниками, в природе. Понимают социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, эмоционально откликаются. Понимают значение слов, обозначающих эмоциональное состояние, эстетические характеристики. Имеют четкое представление о мужских и женских профессиях. Проявляют интерес к кукольному театру, выбирают предпочитаемых героев. Могут поддерживать ролевые диалоги. Готовят к занятиям своё рабочее место, убирают материалы по окончанию работы. Принимают роль в игре со сверстниками, проявляют инициативу в игре, могут объяснить сверстнику правило игры.

Художественно-эстетическое развитие: имеют предпочтение в выборе музыкального произведения для слушания и пения. Выполняют движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии формой музыкального произведения. Умеют выполнять танцевальные движения: пружинка, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Могут выполнять движения с предметами. Могут петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми – начинать и заканчивать пение. Узнают песни по мелодии. Знакомы с элементами некоторых видов народного прикладного творчества, могут использовать их в своей творческой деятельности. Изображают предметы путем отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, приклеивания, использования разных материалов. Объединяют предметы в сюжеты. Правильно держат ножницы и умеют резать ими по прямой. Способны преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого, проявляют интерес к конструктивной деятельности, в том числе к поделкам из бумаги.

Обобщение и распространение собственного педагогического опыта очень важно в профессиональной деятельности воспитателя. Тема, подготовленная для участия на педагогическом совете: «Использование игровых технологий в процессе экологического воспитания дошкольников».  Также распространению опыта послужило проведение открытого занятия по экологии на тему: «Путешествие в лес». Выступление на муниципальном семинаре «Формы нравственно-патриотического воспитания в ДОУ» на тему «Проектная деятельность как средство патриотического воспитания дошкольников». Участие в муниципальном конкурсе «Воспитатель года 2018»  (грамота лауреата конкурса). Посещение открытых мероприятий коллег внесло существенный вклад в багаж знаний и умений. Повышение профессионального уровня является главной целью разработки темы самообразования «Экологическое воспитание дошкольников». Результаты самообразования предоставлены в отчете.

В течение учебного года активно принимала участие в конкурсных мероприятиях, имеющее профессиональное значение:  смотр-конкурс уголков природы (3 место), смотр-конкурс уголков изодеятельности (3 место). Участие во Всероссийских конкурсах. Старалась участвовать и в общественной деятельности детского сада, в проведении детских утренников, принимая на себя самые разные роли.

В минувшем году были выявлены следующие проблемы и достигнуты успехи:

Проблемы:

- Не все родители прислушиваются к советам воспитателей о необходимости читать детям художественные произведения и продолжают включать детям компьютеры и ноутбуки, поздно укладывают детей спать, тем самым нарушают режим. Многие дети пропускают утреннюю зарядку, приходят без настроения – по причине недосыпания.

Успехи:

Благодаря планомерной целенаправленной работе с детьми, построенной на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку удалось достигнуть положительных результатов во всестороннем развитии воспитанников, формирования духовных и общечеловеческих ценностей. Возросла речевая активность детей.

Результаты нашей деятельности за 2017-2018 учебный год были тщательно нами проанализированы, сделаны выводы о том, что в целом работа проводилась целенаправленно и эффективно.

С учетом успехов и проблем, возникших в минувшем учебном году, намечены задачи на следующий учебный год:

- Продолжение целенаправленной работы с детьми по всем образовательным  областям.

- Совершенствование работы по взаимодействию с родителями.

- Продолжение совершенствования предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с ФГОС ДО.

- Повышение уровня педагогического мастерства путем самообразования. Активное участие в мероприятиях ДО.

- Продолжить работу с детьми с использованием проектных технологий.


15 августа 2018 в 15:19